Меню
Как заставить каждый рубль бюджета работать по максимуму и делать магистрали на десятки лет, власти области обсудили с дорожниками на круглом столе 5 октября в рамках выставки "Транспорт. Дороги. Логистика"

Как заставить каждый рубль бюджета работать по максимуму и делать магистрали на десятки лет, власти области обсудили с дорожниками на круглом столе 5 октября в рамках выставки "Транспорт. Дороги. Логистика"

6 октября 2011 в 15:04

За текущий год в Челябинской области отремонтировали около 500 километров дорог. На ремонт, реконструкцию и строительство новых объектов выделено 12,7 миллиарда рублей. Однако не все эти средства используются эффективно. Как заставить каждый рубль бюджета работать по максимуму, то бишь делать магистрали на десятки лет, власти области обсудили с дорожниками на круглом столе 5 октября.

В Челябинской области ведется активное дорожное строительство, но при этом нельзя забывать и про содержание существующих дорог. Причем на это выделяется не меньше средств, чем на возведение новых конструкций. Отсюда вытекает главное условие эффективности использования бюджета: чем лучше дороги строим, тем меньше потом приходится вкладывать в их ремонт.

Тем не менее из 15 000 километров дорог общего пользования Челябинской области к первой категории относится всего 75, а 1476 километров вовсе не удовлетворяют современным требованиям.

Протяженность автодорог, проходящих по Челябинской области, - 15 004 километра. Из них: 612 километров - федерального значения, 8632 - регионального, 5760 - местного значения. Из региональных дорог к первой категории принадлежат 75 километров, ко второй - 469 км, к третьей - 1662 километра, к четвертой - 6105, к пятой - 322 километра. Современным требованиям не отвечают 1476 километров, из них 336 километров дорог местного значения и 1140 - регионального. Последние требуют перевода в другую категорию либо перевода грунтового в твердое покрытие.

Палки в колесах

«Объем финансирования содержания дорог определен федеральным законодательством, и эти нормы требуют в разы больше средств, чем выделено в 2011 году. То есть из бюджетов всех уровней направлено 12,7 миллиарда рублей, а по нормативам в 2012 году он должен достигнуть 20 миллиардов, и 27 миллиардов - в 2015. Понятно, что областной бюджет на такую нагрузку не рассчитан, но нужно работать в этом направлении», - заявил первый зампредседателя ЗСО Челябинской области Юрий Карликанов.

А работать в данном направлении значит не только увеличивать объемы финансирования, но использовать их рационально. Что мешает этому, озвучил директор челябинского дорожно-транспортного проектного института Виталий Передерий.

«Сейчас стоит проблема минусовой рентабельности дорожных предприятий. Даже ведущие организации отрасли несут убытки от -8% и более. И если посмотреть всю цепочку формирования документации, вытекает главная причина этого положения - инфляция. На объектах длительного строительства или не сданных в срок стоимость материалов и прочих расходов возрастает, а подрядчикам приходится выполнять работы по контрактной цене, - поясняет специалист. - То же самое касается и расценок на строительные материалы, на эксплуатируемые машинные механизмы. Усугубляет положение, что за истину принимается усредненная цена по региону, которая не отражает реальных цен. Мешает качественным работам и нынешняя система проведения аукционов, которая ведет стоимость на понижение: кто предложит меньшую цену, тот и получает контракт. Стоимость на аукционах может упасть на 40%, а за такие деньги невозможно построить хорошую дорогу».

 

Кроме того, к нерентабельности приводят элементарные ошибки в сметной документации, когда не включаются отсутствующие материалы, а по факту они необходимы. Смета выходит куцая с вытекающей отсюда ценой, а на деле объект требует больше средств. Тогда и начинают всяческими способами экономить на материалах, нарушают технологию строительства. Плюс стоимость проектных работ, затраты времени и денег на обязательные госэкспертизы проектов тоже требуют расходов.

«Перед началом работ сметы отправляются на государственную экспертизу - сам процесс очень долгий. Плюс еще некоторые компании не могут оплатить услугу, а это значит, что процесс затягивается, меняются рыночные условия, стоимость работ. А все эти изменения не учитываются в документации. Кроме того, возникают просто ошеломляющие ошибки, которые порождают несоответствие заявленных работ реальным. К примеру, ширину проезжей части могут измерить шагами, ошибаясь при этом на несколько метров. Протяженность объекта устанавливают по спидометру автомобиля, - рассказывает директор ОГУП «Челябинскавтодор» Константин Овчинников. - В сметах часто не учитываются и сопутствующие работы: разрывание траншей, засыпка газонов. А ведь это тоже должно оплачиваться».

Внедрению новых технологий в строительство мешают и устаревшие нормативы, которые тормозят развитие отрасли. По словам гендиректора СРО «Союз строительных компаний Урала и Сибири» Юрия Десяткова, одна треть стандартов по отрасли создавалась в 90-е годы, хотя они должны пересматриваться и оптимизироваться каждые пять лет. «Все нормативные документы проходят очень долгое рождение. Например, Росавтодор сейчас заказал НИИ разработать 40 новых стандартов, но до сих пор ни их перечня, ни денег нет», - уточняет г-н Десятков.

Его поддержал президент Союза предприятий строительной индустрии Южного Урала Игорь Лазарев: «Все новые разработки и расценки утверждаются через Москву - там их включают в реестр. Без этого ни одна компания не будет применять это новшество, даже внимания не обратит. Поэтому я считаю, надо разрабатывать свои региональные нормы».

«Согласен, что мы лучше знаем наши условия, мы вкладываем региональные деньги, у нас есть специалисты не хуже столичных - территориальные стандарты надо разрабатывать», - ответил Юрий Карликанов.

 

На круглом столе также отметили низкий уровень зарплат рабочих, задействованных в дорожной сфере. По словам зампредседателя Единого тарифного органа Челябинской области Сергея Терещука, в соседних областях Уральского округа она колеблется в районе 20-22 тысяч, у нас это 18 тысяч рублей. Первый вице-спикер отметил, что это уровень зарплат 2007 года. Поэтому есть проблемы с квалификацией служащих - люди просто не идут учиться на специалистов-дорожников. И на работу приходится нанимать непрофессиональных людей.

Отдельного внимания заслуживает финансирование и качество дорог за пределами Челябинска: «Полтора миллиарда, которые пошли «на село», используются не так эффективно, поскольку главы районов стараются на выделенные деньги сделать как можно больше дорог. Нет выравнивающих слоев, тонкий щебеночный слой. Скупой платит дважды - так мы можем латать дороги до бесконечности», - говорит Юрий Карликанов.

Выводы на завтра и результаты сегодня

По итогам круглого стола составили список рекомендаций по решению данных проблем, которые сводятся к разработке региональных нормативов финансирования дорожной отрасли, к формированию смет с учетом новых технологий и цен, к повышению заработной платы рабочим, к подготовке специалистов в этой сфере и прочее. Также озвучили объем регионального дорожного фонда на 2012 год - он составит 9,2 миллиарда рублей.

Но помимо отраслевых проблем первый вице-спикер отметил и высокое качество работ по отдельным территориям: в Челябинске, Магнитогорске, Златоусте и Миассе.

«В Челябинске сначала выходили на уровень финансирования в 6,6 миллиарда рублей, сейчас эта сумма достигла восьми миллиардов, - говорит замглавы администрации Челябинска по дорожному хозяйству Владимир Алейников. - Значительная сумма пошла на реализацию проекта по ремонту внутридворовых территорий. 300 миллионов выделено на ремонт подъездов к многоквартирным домам. На данный момент уже сдали 220 объектов из 240. Оставшиеся будут готовы к 20 октября».

Но это далеко не самый масштабный проект. В Челябинске уже сданы некоторые стратегические развязки, оставшиеся откроют до конца года, а в 2012 продолжится строительство «зарождающихся» ныне объектов. 

 

74.ru

 

 

 

Поделиться новостью
?>